Сегодня коррупция представляется сложным и многогранным явлением, которое возникает по разным причинам и принимает различные формы в нескольких контекстах. Долгое время считалось, что коррупция является проблемой культурного, нравственного и исторического характера, но сегодня наряду с этим она рассматривается как политическая, институциональная проблема, которая требует активного участия, как самих государственных органов, так и граждан.

Основные направления казахстанской антикоррупционной политики, а также этапы ее реализации, находят свое отражение в Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 гг. В ней содержится комплекс антикоррупционных мер организационного, правового, информационного характера, а ее целью является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции. В ее преамбуле сказано, что целевыми индикаторами, применяемые в Стратегии являются: качество государственных услуг; доверие общества институтам государственной власти; уровень правовой культуры населения; повышение авторитета страны в международном сообществе и улучшение соответствующих международных рейтингов, в том числе рейтинга Казахстана в Индексе восприятия коррупции «Transparency International».

Исходя из этого следует, что в противодействии коррупции активное участие гражданского сектора является одним из немаловажных элементов успешной и эффективной антикоррупционной политики.

В этом аспекте, в последние годы казахстанское законодательство, регулирующее деятельность гражданского сектора, претерпевает серьезные изменения. Институты гражданского общества, участвующие в процессе противодействия коррупции, сегодня выходят на первостепенную роль, что также отражается в выступлениях и ежегодных посланиях Главы государства К.К.Токаева.

Стоит отметить, что на сегодняшний день взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами в вопросах противодействия коррупции возникает из совместной деятельности этих субъектов антикоррупционной политики на взаимовыгодных условиях посредством:

— участия представителей институтов гражданского общества в работе специализированных совещательных или экспертных антикоррупционных органах;

— антикоррупционной экспертизы, мониторинга нормативно-правовых актов и их проектов, антикоррупционного образования, пропаганды и т.д.;

— совместного участия в контроле за ходом и результатами реализации антикоррупционной стратегии, в том числе мониторинг доступности информации государственных органов, мониторинг планирования и расходования бюджетных средств;

— обмена информацией о состоянии коррупции и о результативности мер противодействия ей.

Учитывая это, Антикоррупционная служба, на сегодняшний день, являясь уполномоченным органом по противодействию коррупции и, находящийся подотчетным исключительно Президенту в рамках осуществления своей деятельности основным приоритетом ставит упор на активное сотрудничество и взаимодействие с гражданским сектором, в том числе с представителями СМИ.

Сегодня, в рамках этого в Антикоррупционной службе имеются различные площадки, которые объединяют представителей гражданского сектора для осуществления общественного контроля за реализацией антикоррупционной политики. Среди которых: Специальные мониторинговые группы внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии, Информационно-просветительские штабы, проектные офисы «Адалдық алаңы», которые объединили активных граждан с высокой гражданской позицией и четкими взглядами на реализацию антикоррупционной политики.

Наряду с этим, Антикоррупционная служба активно проводит работу со средствами массовой информации. Поскольку, средства массовой информации не только способствуют повышению информированности общественности, но и проводят расследование и сообщают о случаях коррупции. На сегодняшний день, эффективные медиа являются одним из важнейших элементов противодействия коррупции, потому что журналисты имеют «огромный стимул, чтобы расследовать и раскрывать случаи коррупционных правонарушений».

Сегодня только комплексная и системная работа уполномоченного органа по противодействию коррупции, государственных органов и гражданского сектора позволит достичь эффективных результатов в реализации антикоррупционной политики.

Макажанов Ернар Абсеитович

Руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Алматинской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *